Автоперевозки - проблемы и перспективы

          Основной главной проблемой рынка автоперевозок в России, с точки зрения эффективности оказания услуг, развития автотранспортной отрасли, профессиональной компетенции, является отсутствие эффективного взаимодействия между потребителем автотранспортных услуг и автотранспортным предприятием, экспедиционной компанией. С точки зрения безопасности, правового регулирования, налоговой эффективности отсутствие взаимодействия между государством и потребителем автотранспортных услуг. За последние десять лет по данным Росстата произошли следующие изменения (рис. 1)         

автоперевозки по России статистика

            Начиная с 2006 года, рынок замедляет темпы роста. В 2009 году за счет влияния кризиса рынок просел, но за последние 4 года, рынок можно сказать, что «встал». И причины этому не только пробки. Конечно, качество дорог имеет важное влияние на сроки автоперевозки, но одним только увеличением количества дорог проблему не решить. На сегодняшний день предлагаются разные решения: создание профильных профессиональных организаций объединяющих автоперевозчиков и экспедиторов с целью оптимизации регулирования эффективности процессов на рынке автоперевозок между потребителем и перевозчиком, увеличение качества влияния государства на рынок автоперевозок в области правового и налогового регулирования. Всё это нужно, и нужно было еще вчера, несколько лет назад. Нет никаких сдвигов, такое ощущение, что никому до этого рынка нет дела. Если обратится к цифрам, оказывается, что рынок автоперевозок самый крупный в доле перевозок груза всеми видами транспорта в РФ. (Рис 2.)


автоперевозки по России статистика структура

                   Учитывая, какой вклад, рынок автоперевозок вносит в экономику РФ, можно сравнить бездействие в реформировании рынка с преступлением против самих себя. В узком кругу профессионалов звучат перспективные и грамотные предложение по реформированию рынка автоперевозок, но их практически никто не слышит. Как правило, публикация новой статьи в профильной газете или выступление специалиста на форуме с интересными предложениями, не имеют дальнейшего развития дискутирования в нужном и необходимом масштабе. Поэтому первая главная задача в выздоравливание рынка автоперевозок, которую надо начинать решать – это привлечение должного внимание к проблемам и перспективам развития рынка автоперевозок со стороны профильных ведомств и чиновников. Что же этому мешает? Или кто же этому мешает? Экономическая актуальность - налицо!

           Развития малого бизнеса на рынке автоперевозок – перспектива с большой буквы, учитывая, что малый бизнес составляет около 90% этого рынка. Средний бизнес давно начал дробить себя на более мелкие предприятия, чтобы перейти на уплату единого налога на вмененный доход – уход от НДС. В общем, теряет в данной ситуации не только государство, но и потребитель. Отсутствие механизмов рыночного саморегулирования и бездействие в уделении должного внимания к данной проблеме, будет тормозить рост экономии РФ в целом. Тем более переход с «сырьевых» на «инновационные» экономические рельсы в ближайшем будущем и интеграция в международную транспортную инфраструктуру, не мыслимы без качественного развития транспортной инфраструктуры в России, т.к. инновационный бум разгонит темпы времени еще быстрей и актуальность в сроках доставки станет чуть ли не единственным конкурентным преимуществом потребителей. Транспортная инфраструктура России – это один из главных инструментов конкурентного преимущества в глобальной экономике будущего.

          Проблемы рынка грузовых автоперевозок касаются каждого, потому что, каждый из нас и есть конечный потребитель этого рынка. Качество автомобильных перевозок имеет весомое влияние на конечную стоимость продукции, которою мы используем каждый день: от еды и одежды, до бытовой техники.

 Автоперевозки и экспедирование

Экспедиция (от лат. «expeditio» - приведение в порядок), в гражданском праве это договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за счёт другой и от её имени (клиента) или от своего имени отправлять или принимать принадлежащие клиенту грузы, выполнять иные связанные с этим действия, а клиент — сдавать для отправки, принимать грузы и оплачивать услуги экспедитора.

В основе экспедиции лежит перевозка грузов автотранспортом - автоперевозка. Экспедиция дополняется совершением экспедитором действий фактического (упаковка, погрузка, разгрузка, маркировка, хранение грузов, такелажные работы и др.) и юридического характера (оформление транспортных и приёмо-сдаточных документов, производство расчётов за перевозку с другими транспортными предприятиями, информация клиентов о прибытии или отправке их грузов, таможенные операции и др.). Услуги экспедитора, при осуществлении автоперевозки, оплачиваются по установленным тарифам, а при их отсутствии — по соглашению сторон.

Автоперевозка – это сложный производственный процесс, состоящий из ряда операций, которые образует общий технологический процесс. Автоперевозка состоит из трех основных элементов – это погрузка груза, перемещение груза и выгрузка груза. Весь комплекс работ связанный с автоперевозкой  от приема груза до сдачи груза и есть транспортная экспедиция. В зависимости от места выполнения транспортно-экспедиционные работы делят на комплексные и местные. Комплексные включают все виды операций с момента получения груза и до момента сдачи его грузополучателю, местные разделяются на работы, выполняемые по месту отправления в пути следования и по месту прибытия. Работы, связанные с транспортной экспедицией могут быть выполненные как грузоотправителями и грузополучателями, так и предприятием, которое осуществляет автоперевозку по России или в международном сообщении.

         Основной целью транспортной экспедиции, является организация доставки груза от склада отправителя до склада грузополучателя с освобождением грузовладельцев от функций, связанных с процессом автоперевозки: а именно получение груза, охрана груза в процессе осуществления автоперевозки, сдача груза. Наибольшую популярность при осуществлении автоперевозки по России, транспортно-экспедиционная деятельность приобрела на междугородних маршрутах и перевозках груза в смешанном сообщении. Процесс организации автоперевозки груза носит системный характер и включает в себя экспедиционные работы, которые вносят огромный вклад в показатель качества автоперевозки. Качество исполнения экспедиционных работ напрямую влияет на качество всего комплекса работ по автоперевозке груза. Не сложно предположить, какую роль играет экспедирование в осуществлении процесса кросс-докинга или автоперевозки в условиях поставки малых партий грузов. На сегодняшний день экспедиционные работы нуждаются в качественной автоматизации и системной интеграции в процесс логистики. Качество автоперевозки зависит от сроков поставки груза, пожалуй, это основная современная проблема Российского рынка автоперевозок в целом. Пока наши чиновники решают проблемы с качеством дорог, логистические компании должны решать проблемы автоматизации экспедиционных процессов, т.к. это напрямую влияет на сроки исполнения автоперевозки. Процесс автоматизации должен внедряться как с помощью информационно-иновационных технологий, с целью исключения влияния человеческого фактора, так и с помощью управленческий решений, с целью повысить качество влияние человеческого фактора. В отдельную графу надо выделить экспедирование автоперевозки в условиях таможенного-транзитного режима. Эта тема тянет на отдельную статью, но важность и значимость экспедиционных работ в таможенной области, хотелось бы обозначить. Ни для кого не секрет, что в среднем, доля таможенных платежей в структуре налоговых доходов федерального бюджета составляет 35%-40% от суммы налоговых доходов федерального бюджета и 30%-35% от общей суммы доходов федерального бюджета. Одной из главных проблем, при осуществлении международной автоперевозки, является время прохождения таможенных процедур. Конечно, надо отметить, что за последние десять лет произошли качественные изменения в лучшую сторону, но в условиях ведения современного бизнеса их уже становиться недостаточно. Поэтому внедрение автоматизации в экспедиционное обслуживание таможенных процедур существенно повлияет на сроки автоперевозок, и как следствие, на увеличение доходов в бюджетах предпринимателей и государственного бюджета в целом. Сегодня больший доход – это, прежде всего «быстрый» доход. Поэтому сроки - это главный знаменатель в формуле прибыли.

 Автоперевозки. Необходимость и возможности.

        Экономическая эффективность любого участника рынка и страны в целом напрямую зависят от качества и сроков выполнения своих обязательств перед партнёрами как внутри страны, так и за её рубежами. Международные автомобильные перевозки сегодня являются самостоятельной отраслью и представляют собой сложный и разносторонний процесс, вовлекающий сотни специалистов из разных областей, объединённых одной целью – выполнить свою работу на самом высоком уровне.
        Внутри этой отрасли главенствующую роль играют автоперевозки. Строительство новых и совершенствование существующих автотрасс и дорог, выпуск современных комфортабельных грузовиков, высокое качество топлива и сервисных станций позволяют перемещать огромную массу грузов на значительные расстояния именно автотранспортом.
       Времена индивидуалистов проходят, уступая место профессионалам. И причина не в том, что качество их работы хуже, а из-за того, что они не в состоянии освоить постоянно растущие объемы автоперевозок в предлагаемых жестких временных рамках. Опоздания и простои наносят значительный экономический ущерб всем участникам рынка. Именно поэтому серьёзные компании обращаются в специализированные фирмы для решения вопроса по перевозкам грузов внутри страны, в страны СНГ и дальнего зарубежья. В штате транспортно-экспедиционных компаний квалифицированные логисты и юристы, водители и механики, менеджеры и экспедиторы. Именно от слаженной работы каждого зависит конечный результат.
       Скоординировать свои действия, найти новых партнёров и установить прямой контакт с клиентами – такую возможность для транспортных компаний предоставила выставка ТрансРоссия, проходившая с 26 по 29 апреля 2011 года в Москве. ТрансРоссия является крупнейшей транспортной выставкой на территории стран СНГ и проводится с 1996 года, удерживая лидерство 16 лет. На выставке были представлены более 500 компаний из 32 стран. Более 15 тыс. специалистов и руководителей отделов логистики крупнейших отечественных и зарубежных предприятий посетили стенды участников. Только за первые два дня выставку осмотрели более 9,5 тыс. профессионалов отрасли, что на 6% больше предыдущего года.
       Повышенный интерес к выставке говорит о постоянно растущей потребности отдельных компаний и целых стран в своевременных и качественных автоперевозках, в поисках надежных партнеров в долгосрочной перспективе. ЦВК «Экспоцентр» предоставил всем участникам и гостям прекрасную возможность для эффективного продвижения своих услуг на рынке автомобильных перевозок и демонстрации возможностей в решении логистических и транспортных задач разного уровня. Подобные выставки представляются отличной площадкой для укрепления позиций любой транспортно-экспедиционной компании на внутреннем и международном рынке и формированию собственного имиджа и бренда.
       Установившаяся тенденция позволяет утверждать, что очередная выставка в 2012 году установит новый рекорд по количеству участников и посетителей. Потребности человека и промышленности растут, а значит, с ними будет расти и интерес к работе сотни людей, выполняющих малозаметную, но крайне важную работу – доставлять груз в сохранности и своевременно.

При перепечатки ссылка обязательна.

ИПОВС Логистик